Кофейные рисунки прекрасны

Кофейная живопись – довольно популярное направление в современном поп-искусстве. Стилистика художников, работающих в жанре «кофейной живописи» очень разнообразна. Это и классический реализм, и пуантилизм, и прозрачная акварель. Но, рисунки Николая Мирумяна выделяются даже среди этого многообразия. Его концептуальной кофейной графике нет аналогов.

Дело в том, что краснодарский дизайнер Николай Мирумян — единственный мастер, использующий в качестве материала для своих работ не кофейный раствор, а кофейную гущу. Серия его кофейных рисунков под названием « Рисунки пролитого кофе », выполнены в уникальной технике сурч-арт . Название для нее он придумал сам, объединив два слова: армянское «сурч» («кофе») и общеизвестное английское — «арт».

Идея рисовать кофейной гущей родилась у него в 2008 году, после посещения Армении. Его поразило, что соотечественники из кофе сотворили целый культ, ритуал, куда входит не только приготовление самого кофе, но и гадание на кофейной гуще, остающейся на дне кофейной чашки. Это становится увлекательным занятием, особенно, когда кофейные разводы интерпретируют люди с юмором и фантазией. Армянские национальные ритуалы и воодушевили художника перенести этот процесс на бумагу.

Так в галерее Николая Мирумяна появились картины с необычной кофейной фактурой. Кофейные фантазии на вольную тему, молодого графического дизайнера из Краснодара, представляют собой нечто среднее между живописью и нано-мозаикой. Возможно поэтому они кажутся такими притягательными.

Автор признается, что кофейные изображения получаются у него всегда по-разному. Это может быть, как импровизация, так и заранее продуманный рисунок. Но чаще всего само кофейное пятно диктует дальнейшее движение. « В рисовании кофейной гущей есть что-то мистическое » — говорит Николай Мирумян.

Организаторы выставки художника, проходившей под названием « Рисунки пролитого кофе », не нашли аналогов работ среди зарубежных коллег Мирумяна. Многие из них занимаются кофейной живописью, о которой уже рассказывалось в статье КОФЕ-АРТ: КОФЕЙНАЯ ЖИВОПИСЬ. Или создают иллюстрации, как бразильский художник Dirceu Veiga, украсивший поэтические цитаты о кофе портретами знаменитостей, сделанных из этого же напитка. Но, в основном, это акварельная техника. Гущей от кофе никто из них не рисовал. Поэтому техника обрела свой персональный бренд — « сурч-арт ».

Гущи от одной чашки кофе хватает на четыре картины. Художник просто выливает загустевшие остатки кофе на лист бумаги, а детали рисунка подправляет каллиграфическим пером или кисточкой. Делать это нужно быстро — после высыхания до картин нельзя дотрагиваться: кофейная гуща подсыхает, становиться неподатливой и хрупкой. Ламинирование рисунков приходится делать по специальной технологии.

Следует добавить, что Мирумян не захотел ставить рисунки «на поток» и отказывается рисовать их под заказ. Как и продавать свои работы. А их за 8 лет занятия художник создал не более 40.

Кофейные рисунки прекрасны

Три простых шага к созданию кофейной акварели .

Шаг 1. Изучаем примеры работ

Кофеграфия — это оригинальная техника создания картин с помощью кофейного раствора. Сегодня она становится всё популярнее у ценителей по всему миру. Художникам, работающим в этой технике, подвластны любые сюжеты, начиная от пейзажей и портретов и заканчивая переложениями шедевров мирового искусства на язык кофе. Сегодня кофеграфия (кофейная живопись, кофейная гризайль и т.д.) насчитывает тысячи поклонников, ей посвящены сообщества, различные художественные и интернет-проекты. Зародилось же такое направление на стыке тысячелетий. Первые картины, написанные исключительно кофе, были представлены в конце 90-х годов художниками из Таиланда и Индии. Среди наиболее известных художников направления – Порнчай Лертамасири (Таиланд), Эндрю Сор и Энджел Саркела-Сор, Карен Иланд (США), Амита Чидасама и Амита Дутта (Индия), Мария Аристиду (Греция), Рен Тузон (Филлипины), Катура Йокота (Япония). Неудивительно, что кофе привлек к себе внимание в качестве художественного материала, ведь известны такие статистические данные: ежегодно люди выпивают более четырехсот миллиардов чашек напитка! Кофейная акварель требует вдумчивого, кропотливого и деликатного прикосновения кисти к акварельной бумаге. Живописец из Таиланда Порнчай Лертамасири рассказывает о своем опыте: «Мои первые картины были созданы свежим крепким эспрессо. Вначале многое не получалось из-за сложности техники и отсутствия опыта. Затем, все более вдохновленный кофе, я начал работать с этим материалом с такой же легкостью, как и с акварельными красками». Цветовая гамма кофейной палитры от светло-желтого до тёмно-коричневого прекрасно создает эффект старины. Художники признаются, что с помощью кофе лучше всего рисовать исторические достопримечательности, улочки, горы. И вот вашему вниманию представляю примеры кофейных работ.

Художник Юлия Доценко использует интересный метод кофейной кляксографии, когда в случайно сформировавшихся кофейных пятнах выискиваются и прорисовываются некие узнаваемые образы.

Шаг 2. Принципы подбора материалов

К материалам в любом виде творчества стоит относиться очень внимательно. Конечно, когда сильно хочется рисовать, то и салфетка в кафе подойдёт. Однако при первой возможности для кофейного рисования стоит обзавестись хорошими инструментами и материалами.

Бумага. Лучше выбирать плотную акварельную бумагу, плотностью не меньше 200 г/м2.

Кисточки. Подойдут хорошие натуральные кисти (например, колонок), а также синтетические. Мне синтетика нравится тем, что кисти достаточно упруги и не теряют ворсинки при рисовании. В основном я использую именно синтетические кисточки разных размеров. Широкие — для фона, тоненькие — для мелких деталей.

Кофе. Конечно нужно поговорить и о кофе. Для рисования можно использовать заваренный молотый кофе (крепче ристретто). Но я предпочитаю растворимый кофе в гранулах. Именно растворимый гранулированный кофе даёт насыщенный, почти чёрный тон. И это позволяет делать рисунки контрастными, от самых светлых оттенков до глубоких тёмных акцентов. Индийская художница Амита Дутта называет раствор для рисования «кофейный сироп». И действительно, можно так развести кофе, что получится сиропообразная густая краска. Марка кофе не принципиальна, однако я использую органический кофе. Его производят без применения химии, без красителей и ароматизаторов. В начале кофейных экспериментов я пробовала добавлять в кофейную краску специи: корицу, ваниль, кардамон, мускатный орех, шафран. Получается настоящая ароматерапия в процессе работы. Однако со временем запахи кофе и специй постепенно улетучиваются.

Вода. Обычная чистая вода нужна как для приготовления кофейного раствора, так и для промывания кисточек в процессе рисования.

Гранулы кофе, сахар. Да, всё это и многое другое можно использовать в кофейном рисовании, добавляя прямо в кофейный раствор или отдельно посыпая на влажную затонированную с помощью кофе бумагу.

Шаг 3. Переходим к практике.

Как нарисовать кофейный рисунок с аистами. Сначала готовим фон. Светлым кофейным раствором покрываем лист акварельной бумаги. Можно влажный лист посыпать сахарным песком. Получатся красивые пятнышки. Затем начинаем прорисовку птиц от светлого к тёмному тону. Постепенно добавляем детали. Наглядно все эти действия вы можете увидеть в видео ниже:


Как рисовать на кофе: две главные техники: легкая и посложнее

Сделать хороший кофе легко: все кофемашины варят его одинаково неплохо. Зато затейливый рисунок на пенке заставит девушку увидеть в тебе творческую и тонкую личность, даже если ты работаешь менеджером по персоналу на бойне.

12 августа 2019

Техника 1. Трафарет

Готовишь латте или капучино, стараясь сделать молочную шапку поплотнее.

Затем берешь заранее купленный трафарет — такие есть, например, на candygrand.ru и domoteka-market.ru. Можно даже заказать трафареты по доллару за миллион на AliExpress, если не боишься, что тебе по ошибке пришлют сушеного василиска.

Держишь трафарет над чашкой, сыплешь через ситечко (так будет ровнее) корицу или шоколад. Убираешь трафарет и восхищаешься творением.

Техника 2. Питчинг

Это то, как обычно рисуют на кофе профессиональные бариста. Сначала надо превратить молоко в густую пену. Для этого его наливают в питчер — стальной кувшин с длинным узким носиком — и взбивают паром из кофемашины. Получается то, что бариста называют микропеной.

К этому времени уже должен быть готов эспрессо из кофе мелкого помола: так будет гуще пена. Наклоняешь чашку и вливаешь молоко в кофе круговыми движениями, будто размешиваешь кофе тонкой струйкой микропены.

Едва молоко, оттолкнувшись от дна чашки, покажется на поверхности, начинаешь двигать носик питчера коротким зигзагом. Так на поверхности кофе получится рисунок из пены, который называется розеттой.

Если теперь возьмешь зубочистку и дорисуешь детали на свой вкус, это будет уже не только питчинг, но и этчинг. А все вместе — латте-арт.

Кофейные рисунки

Сегодня решила поделиться накопившимся — иллюстрациями к «Школе в Кармартене» Анны Коростелевой.
«Школу» я читала год назад, ну и летом потихонечку порисовывала кофейные иллюстрации к этому прекрасному роману, полному юмора и волшебства. Роман вряд ли понравится поклонникам «академок» — все-таки автор книги — лингвист, которая очень любит играть со словами и смыслами. Поэтому книга наполнена не только эпизодами из студенческих будней волшебной валлийской Школы, но и множеством отсылок к мифологии, истории, литературе.

Один из героев романа, неподражаемый Ллевелис. Играет короля Ллейра, у которого, вопреки той истории, что мы знаем, все хорошо)

«. Ллевелис появился в Кармартене в сопровождении шестидесяти человек, из них сорок мужчин, способных носить оружие, все с родовыми знаками, гербами и в лучших своих одеждах. Ллевелис только рукой махал, когда его расспрашивали об этом.
Ллевелис был некрасив, если говорить о чертах его лица, но все это скрашивалось обаятельнейшей улыбкой и даром беседы. Он был душой всякого случайного скопления публики и центром притяжения подвыпивших бродяг, ищущих поздним вечером на опустевших городских улицах, кому бы поведать свои горести».

Профессор Финтан. Пробует приготовленный кем-то из студенток суп.

«Снежно-седой, горбоносый профессор Финтан, у которого из-под прочного плаща виднелся ворот толстого аранского свитера грубой вязки, щурясь под северным ветром, сидел посреди двора и вязал рыбацкую сеть. Он вязал, рассказывая о погодных приметах, мелькание его пальцев завораживало, грубый деревянный амулет с вправленным в него куском янтаря на шее профессора покачивался в такт. Вокруг сидел первый курс.
— И если с утра горы на юге стоят в шапках, значит, вечером нельзя выходить в океан. А если Мананнан, сына Лера, на закате протянет из-за облаков свои пальцы к отмелям Финнтра, значит, наутро от мыса Срон Брин до Ив Ратах можно собирать темно-красные водоросли и жемчужный мох. Но если с вечера черепицы постукивают друг об друга на крыше, как будто их кто-то перебирает пальцами, значит, четыре дня не прекратится шторм — такой, что селедка будет десять миль по воздуху лететь.
Финтан, сын Фингена, не проводил академической границы между мудростью фоморов и современными представлениями о чем бы то ни было. Он садился в кругу учеников и, как ирландский шаннахи, набивал трубку и начинал излагать материал:
— Говорят, янтарь в старину с небес падал.
Или:
— Камни и теперь растут три дня в году. Но только те растут, которые никто не трогал, а если камень хоть пальцем тронешь, так он уж больше и не растет».

Этот рисунок был, но для полноты картины он должен завершить рассказ о книге.
Профессор Рианнон, преподаватель языка зверей и птиц, разговаривает с лисом.

«Доктор Рианнон, в зелено-голубых одеждах, с темными волосами, отчасти заколотыми сзади, а отчасти ниспадающими водопадом, говорила:
— Если мы обратимся к сравнительной типологии лисьего языка и языка оленей, то первое, что бросится нам в глаза, — это изменчивость первого и архаичность второго. Язык лис чутко реагирует на малейшие изменения в условиях обитания и мгновенно вырабатывает слова для разнообразных новейших понятий, в то время как язык оленей практически не менялся в течение нескольких десятков тысяч лет и сохраняет предельно архаическую структуру. У лис есть литературный язык, в основу которого положен перевод Библии, сделанный святым Рейнаром9, в то время как олений язык, по сути, представляет собой совокупность говоров. Говоря о диалектных зонах.
Гвидион толкал приятеля в бок:
-Ллеу, про лисьи диалекты!
— Да-да-да, — говорил Ллевелис.
— Будет ли степная лиса-корсак понимать тобольскую лису? Будет — в основных чертах, исключая термины для обозначения элементов местного рельефа, местной растительности и тому подобного. Будет ли городская помоечная лиса понимать лесную, Гвидион, сын Кледдифа?
— Да, за исключением некоторой специфической лексики, связанной с охотой и норой.
— Абсолютно верно, но можно ли назвать такого рода различия диалектными, если это лисы из одного географического региона?
— Нет, это скорее социолекты, — Гвидион забывал толкать Ллевелиса и погружался в содержание урока с головой».

Иногда писать рецензию на книгу — долго, муторно и бессмысленно. Просто невозможно выразить словами эмоции, которые переполняют. Тогда я рисую. Цвет, линия, расположение элементов в пространстве — это вернее скажет о том, что мне понравилось, чем множество слов.

Латте-арт – рисунки на кофе

Наверное, вы хоть раз в жизни пробовали кофе с узорами и росписями на пенке. Эта техника, называемая среди профессионалов латте-арт, превращает процедуру создания капучино в настоящее искусство.

Кофе с рисунком на пенке дарит не только приятные вкусовые ощущения, но и радует необычным внешним видом. Искусству его приготовления учатся все без исключения профессиональные бариста, однако достичь настоящих высот удаётся далеко немногим. Сегодня мы раскроем секрет приготовления художественных композиций на кофейной пенке и расскажем о работах лучших мастеров.

Как называется рисунок шоколадом и молоком на кофе?

В профессиональной среде создание рисунков на кофейной пенке именуется латте-артом. С итальянского название переводится, как «молочное искусство», так как первоначально разнообразные фигурки и изображения создавались путём вливания небольших порций вспененного молока. Современные же бариста могут создать рисунок на кофе корицей, молотым какао и шоколадом, используя для приготовления самые разные инструменты вплоть до обычных зубочисток.

Справка

Бариста (от итальянского barista) – специально обученный кофевар, способный правильно приготовить кофе и напитки на его основе. К профессиональным навыкам современных бариста также относится создание латте-артов.

Как рисовать латте-арт на пенке кофе?

Для начала разберёмся на каком кофе бариста рисуют художественные композиции. Чаще всего мастера используют капучино, который готовится путём добавления молока с густой пеной в эспрессо в пропорции 1 к 3. В зависимости от узора и способа его создания в чашку может добавляться тёртый шоколад, корица и другие ингредиенты.

Для рисования чаще всего выбирают жирное молоко с большим содержанием сливок, обуславливающих неповторимый вкус. Однако высокая жирность не является необходимым требованием – хорошую пену можно получить путём взбивания обезжиренного, топлёного и даже соевого молока.

А вот способ обработки на заводе действительно важен. Современная промышленность предлагает два вида продуктов – пастеризованные традиционным способом и стерилизованные (ультрапастеризованные). Пастеризация предполагает нагревание до 60 °C в течение часа. При ультрапастеризации продукт кратковременно нагревается до 120 °C и сразу остужается. Благодаря этому срок хранения увеличивается с 10 дней до полугода, однако продукт частично утрачивает свою первоначальную структуру. Поэтому для латте-арт используется пастеризованное молоко.

Вспенивание производится при помощи горячего пара, которого у бариста должно быть всегда в достатке. В итоге должен получиться густой и тягучий напиток, напоминающий по консистенции растаявшее сливочное мороженое. В домашних условиях можно обойтись и без кофеварки с паровиком. Для взбивания неплохо подходит френч-пресс. С использованием этого инструмента можно создать вполне пригодный для рисования продукт.

Ещё одним важным условием является температура капучино. Она не должна превышать 60 °C, иначе молочный белок начнёт разрушаться, выпадая в виде осадка. Кроме того, при высокой температуре происходит деградация углеродных соединений, из-за чего вкус напитка превращается из приятно-сладкого в горький. Так что, если вы хотите выпить чего-то горячего лучше возьмите простой чёрный кофе.

Техника латте-арт

Теперь рассмотрим самый важный вопрос – как сделать на пенке кофе красивый рисунок? Для создания художественных композиций используется металлическая чашечка с носиком – питчер, называемая также молочником. Мастеру могут потребоваться и другие инструменты для латте-арта: кондитерский шприц, тонкие насадки к нему, палочки разной формы и длины, при помощи которых корректируется рисунок.

На первом этапе производится смешивание молока, эспрессо и пены. Для этого чашка наклоняется, пока не появится довольно глубокое место. Молоко вместе с пеной нужно забросить точно в самую глубокую точку. Главной задачей мастера является аккуратное пробитие поверхности кофе и недопущение рикошета от дна чашки. Если всё сделать правильно, произойдёт естественное перемешивание компонентов. Первый раз у вас может не получиться совершить эту операцию, поэтому прежде, чем демонстрировать кому-то только что обретённые навыки, хорошенько потренируйтесь.

Далее проводится повторное перемешивание, называемое «качелями». Во время этой процедуры мастер латте-арта водит питчером над чашкой, медленно наливая молоко, пока напиток окончательно не будет готов к дальнейшему нанесению рисунка. И, наконец, последний этап заключается в создании изображения. Существует множество методов рисования на кофейной пенке, которые стоит рассмотреть более подробно.

Методы создания рисунков латте-арт

Бариста пользуются тремя техниками нанесения изображений на кофейную пенку:

  • Трафаретный метод;
  • метод гравировки (питчинг);
  • этчинг.

Трафаретный метод

Проще всего создать красивый рисунок при помощи трафарета. Для этого из картона изготавливается круг, с вырезанной формой и устанавливается на чашку. Рисунок создаётся при помощи сахарной пудры, какао, корицы или шоколада.

Метод гравировки

Это более сложный метод, предполагающий использование питчера и других приспособлений для украшения кофе латте. Суть процедуры сводится к плавному наливанию молока на поверхность кофейной пенки. При этом питчер должен находиться как можно ближе к поверхностному слою напитка, иначе молоко попросту утонет.

Новички часто задаются вопросом: «Как нарисовать рисунок на кофе шоколадным топпингом?». Действительно, питчер и другие традиционные инструменты здесь не помогут. Профессиональные бариста пользуются кондитерским шприцом с тонкой насадкой. Кроме топпинга, им можно дозировать сиропы и любые другие вязкие субстанции.

Этчинг

Вы, наверное, замечали, как бариста в ресторанах ловко пользуются небольшими палочками или даже самыми обычными зубочистками. В этот момент они демонстрировали этчинг – рисование при помощи острых предметов. Суть метода сводится к погружению в пенку тёртого шоколада, корицы, а также любых других ингредиентов, которые выступают в качестве тонера и последующего придания образовавшимся тёмным пятнам формы заданных узоров.

Самые необычные рисунки на пенке

Если вы интересуетесь латте-артом, то наверняка хотели бы узнать, как делать красивые цветные рисунки на кофе или освоить какие-либо другие захватывающие техники. Специально для Вас мы решили рассказать о приёмах лучших в мире бариста.

Группа японских мастеров придумала метод создания трёхмерных латте-артов. Авторы техники скромно заявляют, что секрет кроется лишь в особом взбивании молока. Однако полностью скопировать творения японцев пока не удалось ни одному профессиональному кофевару.

Южнокорейский бариста Ли Кан-Бин (Lee Kang-bin) придумал как делать цветной латте-арт. Свою технику он назвал «арт-крем», противопоставив её традиционному латте-арту, в котором используется только два оттенка. Необычные творения корейца принесли ему ошеломительную популярность – только на официальной странице Instagram насчитывается более 200 тыс. подписчиков. При этом творения Ли Кан-Бина действительно заслуживают восхищения. Бариста удалось перенести на поверхность кофе «Мону Лизу», «Звёздную ночь» Ван Гога, «Крик» Эдварда Мунка и множество других творений великих живописцев.

Секрет технологии арт-крема кроется в использовании лёгкой цветной глазури и невероятной ловкости рук. Нанесение рисунка производится питчером и специальными ложечками. Но также кореец активно использует этчинг. На его рабочем столе всегда находится несколько специальных инструментов для придания пластичной глазури заданных форм.

Латте-арт привлекает всё большее внимание как в среде профессиональных рестораторов, так и со стороны рядовых любителей кофе. Сегодня его по праву можно назвать оригинальным искусством, которое может соперничать с графикой, живописью и даже скульптурой.

Каталог оборудования для производства кофе, чая и других продуктов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: