Вторая жизнь виниловых пластинок. Ни за что бы не догадалась так их применить

Вы можете совершить одну из самых больших ошибок в вашей жизни. Иногда винил стоит дороже сотни самых новых дисков. А некоторые пластинки просто бесценны.

Репортаж Полины Крикун.

Историю своей любви к винилу Юрий Павлов, кажется, может рассказывать вечно. Началась она в 40-е. Тогда мальчику Юре в столице тетя купила патефон и пластинки. От той коллекции сохранилась всего одна — самая дорогая сердцу, говорит пенсионер, и заводит патефон.

Юрий Павлов, коллекционер пластинок: «Я слушаю компакт диски, но виниловые пластинки, а порой и патефонные доставляют гораздо больше удовольствия».

Вопрос, сколько пластинок в коллекции, загоняет Юрия Павлова в тупик. Одним словом «Много» — целая комната. Но прекратить покупать все новые и новые он уже не может. Наоборот, считает, его коллекции еще много чего недостает.

Юрий Павлов, коллекционер пластинок: «У меня есть список определенный — белые пятна, которые я стараюсь закрывать. На некоторые даже пластинки — на их поиск уходило лет 15-20».

В мире филофонистов, как и антикваров, главное оригинал. Подержать в руках ту самую пластинку, которая вышла в уже далекие 50-е тиражом всего в сто экземпляров, это ли не счастье.

Константин Лаптев, президент клуба филофонистов: «Не обязательно ее слушать. Вы просто понимаете, что общаетесь с оригиналом. У вас душевное спокойствие после всяких семейных перепитий. Тут совсем другая энергетика у пластинок».

Среди тех, кто увлекается пластинками, в основном старшее поколение. Они еще помнят очереди в магазин «Мелодия» и как записывали поздравления на винил. Чтобы хоть как-то заинтересовать молодежь, говорят не о звуке — показывают конверты. Кафельную плитку, так филофонисты называют современные компакт диски, в таком оформлении не выпускают.

Музыку, которую слушает Николай, на дисках не найдешь. Поэтому каждую неделю он приходит в тесный столичный магазин. Пластики здесь на полках, на полу и даже на стенах. Всего более ста тысяч альбомов. И не факт, что некоторые есть даже у самих исполнителей.

Павел Еромеев, владелец магазина пластинок: «У нас есть коробка группы Led Zeppelin включающая в себя 70 пластинок, сделанных вручную на цветном виниле, выпущенная тиражом всего лишь 150 экземпляров».

Есть пластинки даже по три рубля, но эти совсем уж на любителя — патефонные записи колхозных песен. А есть такие, которые сравнятся по стоимости с подержанной иномаркой. Есть и абсолютно уникальные, так называемые бутлики — с опечатками или такие, которые сегодня назвали бы пиратскими.

Николая Пророков, коллекционер пластинок: «Это вечный спор: компакт диск или винил. Но мне кажется, что винил он как-то приятней звучит и как-то надежнее прописан — без холода без этого цифрового. Он все как-то теплее».

Винил это не просто материал — поливинилхлорид — это настоящий культ. В городе Когалыме Хантымансийского автономного округа стоит даже памятник доброму рок-н-роллу. В центре, конечно, пластинка. Поцарапать ее — долг каждого филофониста.

Многие абсолютно уверены, что винил — это исключительно старая музыка. Например, вот такая — начало 60-х годов, или вот вот эта — уже конец 60-х. На самом деле на виниле играют до сих пор, например в столичных московских клубах. Только ставят музыку уже совсем другую — современную.

Это в первую очередь работа — говорит Наталья о пластинках. Уже несколько лет она диджей самых дорогих столичных клубов. Но начиналось все с детских сказок, которые мама ставила маленькой Наташе перед сном, но в руки ребенку не давала.

Наталья Джонс, DJ Ли: «Мама прятала от меня пластинки, потому что я могла их поцарапать, поломать и для меня это было какой-то тайной. И в этом возрасте я наверно поняла, что я могу их держать в руке, что я могу ставить людям музыку».

Сегодня, рассказывает девушка, зарплата диджея часто зависит от того на чем он работает. Публика хочет качественный, объемный звук со всеми полутонами, а не просто стеклянные биты.

Страшный сон всех коллекционеров — то, что они собирали целую жизнь, после них окажется на помойке. Жена, говорит Юрий Павлов, его интереса к пластинкам не разделяет. Даже сердится, когда он в очередной раз с любовью стирает пыль с коробок или заводит старый патефон.

Ведущая: Какое увлечение объединяет обладателя двух «Оскаров» актера Кэвина Спейси, певицу Мадонну и итальянского мачо Андриано Челентано — любовь к виниловым пластинкам и привычка вечерами слушать патефон. Звезды уверяют, что это дает им дополнительное вдохновение. А Мадонна даже выпустила на виниле часть тиража своего нового альбома. Чтобы узнать, почему виниловые пластинки, старинные пластинки вновь входят в моду, мы отправились в гости к коллекционеру Михаилу Куницыну.

Ведущая: Скажите, какие пластинки сегодня наиболее популярны?

Гость: Чем более старинная пластинка, тем более они интересна и более популярна. Вот я вам сейчас хочу показать пластинку начала века. На ней потрясающая запись: очень модные мелодии 1903-го года. Наибольшим спросом, конечно, пользуются те же пластинки, которые были популярны и тогда. Это зависит от исполнителей. Федор Шаляпин, он был популярен до революции, в советское время, он популярен и сейчас. Пластинки Клавдии Ивановны Шульженко, выдающейся советской эстрадной певицы, Леонида Утесова, вообще хорошие записи всегда пользуются спросом и любовью во все времена.

Ведущая: А чем отличается патефон от граммофона?

Гость: граммофон — ведь довольно громоздкая. И братье Пате придумали прятать раструб граммофона в корпус, и появился патефон. Первое слово пате.

Ведущая: А, от слова Пате.

Гость: Пате, конечно. И вы видите здесь вот небольшой портативный патефон, походный его вариант, где так же самая труба только уже в уменьшенном размере и его было удобно с собой брать на вечеринки, дома он занимал опять же немного места. Но какие только не делались граммофоны? Трубы делались из серебра, они делались из ценных пород дерева и инкрустировались перламутром, отделывались бронзой, корпус делался из красного дерева, розового дерева.

Ведущая: Некоторым патефоны или граммофоны достаются в наследство, так же, как и старинные пластинки. Но вот кто хочет сделать не коллекцию, но хотя бы некое такое небольшое собрание с нуля, куда отправляться, где это можно найти?

Гость: Можно покупать пластинки на блошиных рынках, можно пластинки покупать в каких-то, ну там комиссионных магазинчиках небольших, можно собрать по своим соседям, на даче спросить: нет ли у вас в сарае там чего завалящего, ценненького, вот? Собственно говоря, моя коллекция так и собиралась.

Ведущая: Михаил, вот вы знаете, у меня у самой тоже есть патефон, он мне достался в наследство от бабушки. Но меня волнует такой вопрос, как им правильно пользоваться, чтобы он, не дай бог, не сломался?

Гость: Это, как в песне, герой утесовской одной песни пел: » У меня есть тоже патефончик, только я его не завожу». Маша, заводите обязательно. Техника должна работать. Заводите регулярно, хотя бы пару раз в день выбирайте замечательную, какую-нибудь свою любимую пластинку, ставьте, слушайте, пусть техника работает. И обязательно после каждой проигранной стороны меняйте иголку, эти иголки можно купить на блошином рынке, потому что их запасливые коллекционеры покупали просто сотнями эти коробочки, их хранили и сейчас они опять появились на рынках и стоят недорого.

Ведущая: Вот считается, что старинные пластинки еще ценны чем? Что они передают настоящий голос певца. Вот что это значит?

ГОСТЬ: Да, действительно, настоящий голос, вы правильно это заметили, потому что запись была конечно не совершенная, но она была акустическая, т.е. производилась при помощи звукособирающей трубы. Аппарат был похож на граммофон, на конце этой трубы была установлена чувствительная мембрана, которая вырезала звуковую дорожку на восковом диске. Колебания на эту мембрану передавались непосредственно с голоса или с инструмента. Представьте себе, что это механический слепок голоса, и когда мы ставим такую пластинку на граммофон, то мы с вами слышим реально звук этого голоса, колебания, которые когда-то создавали человеческие связки. И сейчас я поставлю эту пластинку, это Антонина Нежданова, романс «Соловей».

Ведущая: Спасибо, Михаил. О том, почему сегодня винил в буквальном смысле на вес золота мы говорили с коллекционером Михаилом Куницыным. А теперь давайте подведем итог нашей беседы.

1.Если кто-то из ваших родственников был меломаном — у вас есть все шансы найти на пыльных антресолях или дачном чердаке старые пластинки. Сейчас они набирают все большую ценность, так что не ленитесь — разберите старые завалы. ((Поищите пластинки в старых вещах))

2. Каждую пластинку положите в отдельный конверт, их нельзя складывать стопкой — только вертикально. И не в коем случае на них не должны попадать прямые солнечные лучи. ((Виниловые диски хранят только вертикально))

3.Пластинки нужно очищать от пыли. Просто протрите ее влажной мягкой тканью. Через пару минут снова уберите в конверт. Если этого не делать, то звучание не будет чистым. ((Пластинки нужно очищать от пыли))

4.Если вы счастливый обладатель патефона — почаще ставьте любимые пластинки. Техника должна работать. Если патефон будет годами стоять без дела, он выйдет из строя гораздо быстрее, чем если его вы будет слушать его регулярно. ((Патефон не должен стоять без дела))

5.Иголки для патефона менять нужно после каждого прослушивания. Иначе испортите пластинку. Кстати, знаменитое шипение старых дисков появляется именно из-за царапин от иглы. Набор новых иголок легко можно найти на блошином рынке, и стоят они обычно недорого. ((Иголки для патефона менять нужно после каждого прослушивания)).

Вторая жизнь виниловых пластинок

Сегодня набирает обороты тенденция интересного сувенира — рисунок на виниловой пластинок

Для создания изображения в ход идёт любой материал — масло, аэрозольные краски, акриловые краски. Если раньше в тренде были пластинки с резкой — из них вырезали силуэты, которые добавляли креатива в интерьер, то сейчас же популярностью пользуется этот вид пластинок

Но также многим людям этот стиль сильно не нравится, недовольны этим течением, так как они считают, пластинки должны служить только для прослушивания музыки и коллекционирования.

Хотя вряд ли художники буду использовать дорогостоящий экземпляр виниловой пластинки. Вероятно в ход идут старые, исцарапанные, далеко никому ненужные виды винила.

Вторая жизнь виниловых пластинок. Ни за что бы не догадалась так их применить

Профильные СМИ и звукозаписывающие организации массово ликуют. Энтузиасты винила и аудиофилы перенимают у них эстафету и готовы в следующем году покупательской активностью сделать еще больший вклад в феномен. Бум на винил продолжается — вчера в прессе появились цифры о том, что в Великобритании за этот год продано больше миллиона копий пластинок. Эти цифры мгновенно растиражировали все, кому не лень, и устроили праздник небывалых масштабов. Но все ли так радужно?

Итак, в 2014 году британцы приобрели больше миллиона виниловых пластинок — последний раз такое случалось в 1996 году — к концу года этот показатель может вырасти до 1,2 миллионов копий.

Общие продажи винила в Соединенном Королевстве в этом году получили трижды платиновый статус. Прямо как второй альбом Эда Ширена. Абсолютно верно: совокупный показатель продаж винила в Великобритании абсолютно идентичен продажам всего одного альбома захолустного сингера-сонграйтера

BPI (British Phonographic Industry) бодро оперирует стоимостью рынка пластинок и оптимистичными показателями продаж, но тут же в своем пресс-релизе прозрачным намеком признает, что камбэк винила — это вирусный медиа-штамп: «Винил по-прежнему остается нишевым продуктом, на долю которого приходится лишь 2% официального британского музыкального рынка».

По сути, о возвращении речь не идет вообще — хотя бы потому что винил никогда никуда не уходил: всегда были люди, которые хотели покупать пластинки и которые чувствовали, что им дают слишком ограниченный выбор и не учитывают их интересы; просто теперь звукозаписывающие компании прикладывают ощутимо больше усилий, чтобы удовлетворить запросы. Одна из основных причин такой смены парадигмы — более тонкое понимание мейджорами конъюктуры рынка. К воротилам индустрии пришло понимание, что их виниловая клиентура — это, в подавляющем большинстве, люди обеспеченные, готовые тратить внушительные суммы на делюксовые и лимитированные издания. Подкрепляемый внушительными деньгами спрос моментально привел рыночные механизмы в действие и породил бум предложения.

Раздувание шумихи вокруг возвращения винила — типичный пример того, как музыкальная индустрия пытается манипулировать общественным мнением: найти хоть сколько-нибудь позитивную новость (пускай даже и малозначительную), чтобы затем с уверенностью утверждать, что происходит революция

Следующий парадокс винила заключается в том, что это единственная отрасль музыки, в которой балом заправляет рок и его покупатель — стереотипный белый, обеспеченный и зрелый мужчина. Стоит только обратить внимание на то, какие релизы на виниле находятся в топе продаж: три альбома Led Zeppelin, старые альбомы Pink Floyd, The Stone Roses, Oasis, плюс актуальные альбомы посвежее Arctic Monkeys (издан в 2013), Джек Уайт, опять Pink Floyd и Royal Blood. Две параллельные музыкальные вселенные существуют рядом: одну мы только что описали, а во второй One Direction по итогам года показывают результат в миллиард прослушиваний на Spotify. Забавно, правда?

Тем не менее, в отдельно взятом Лондоне регулярно открываются новые специализированные магазины, цель которых — удовлетворить растущий покупательский спрос на физический носитель. Благодаря востребованности релизов на пластинках, Official Chart Company в скором времени заново запустит еженедельный чарт виниловых продаж — ведь индустрия, которая еще несколько лет назад с большим скрипом приносила прибыль, в этом году может похвастаться позитивной динамикой и более или менее сносными финансовыми результатами.

Мартин Талбот, глава Official Chart Company, в интервью BBC сказал по этому поводу следующее: «В эру, когда мы говорим только о цифровой музыке, факт того, что эти красивые физические артефакты по-прежнему настолько популярны — просто фантастика. Всего пять лет назад виниловый бизнес в Соединенном Королевстве оценивался в 3 миллиона фунтов стерлингов в год. В этом году мы уже имеем цифру в 20 миллионов».

Штаты показывают во многом схожую динамику.
Отчет за текущий год продолжит тенденцию

Виниловые продажи в Британии достигли исторического минимума в 2007-м на показателе в 205 тысяч экземпляров. Результаты последующих трех лет были практически идентичными, но в 2011 году ситуация пошла на поправку (337 тысяч штук), и наметилась устойчивая тенденция к росту, которая в прошлом году привела к показателю в 780 тысяч штук, а теперь мы видим преодоленный важный психологический барьер в миллион пластинок. Безусловно, в процентном отношении — это внушительный прирост. С другой стороны, это капля в океане музыкального потребления и очевидное свидетельство возросшего предложения, нежели постепенно стимулируемого спроса.

Покупатели винила, в своей основе, фетишисты, фанаты и профессиональные диджеи — эта группа людей не может считаться адекватным отображением всего многообразия рынка. Лимитированные издания, практически всегда доступные в других форматах, цветные пластинки, моно и стерео версии, альтернативные обложки — немаленькая часть винила изначально не предназначается для прослушивания, это приманка для коллекционеров.

Как бы то ни было, неплохие результаты виниловых продаж в Великобритании покажут новый прирост буквально через пару дней. На то есть все предпосылки: Черная пятница сводит меломанов с ума уже прямо сейчас, да и Рождество не за горами. Лейблы с артистами основательно подготовились к горячему сезону и готовы предложить покупателем большой выбор специальных релизов и переизданий. Как мы уже писали, те же Daft Punk предложат своим фанатам ключевые лайв-альбомы «Alive 1997» и «Alive 2007» в виде шикарно оформленного винилового бокс-сета аккурат к Рождеству. А их «Random Access Memories» уже стал самым продаваемым виниловым релизом в истории британского Amazon.

Несмотря на дороговизну (29 фунтов на Amazon), прощальный альбом Pink Floyd, «The Endless River», — на данный момент самый быстро раскупаемый британский виниловый релиз в 21 веке: только за первую неделю продаж 6 тысяч копий нашли своего покупателя, сообщает BPI. Это лучший показатель продаж винила по итогам первой недели, начиная с 1997 года, принесший музыкантам и их лейблу приблизительно 175 тысяч фунтов.

И хотя это далеко не самый впечатляющий финансовый результат в истории индустрии, учитывая ее нынешнее состояние с последовательным сокращением прибылей из года в год, лихорадочную конъюктуру с мучительным вымиранием физических носителей, падением цифровых продаж, неопределенностью сервисов потокового вещания в плане монетизации и выплат роялти, — ни для кого не секрет, что музыкальный бизнес находится в глубочайшей депрессии. Эти деньги заработаны Pink Floyd в результате продажи шести тысяч красивых и хорошо звучащих пластинок, а не благодаря миллионам прослушиваний на Spotify. И в лице вновь обретающего популярность винила классическая история звукозаписи находит свое продолжение.

Что можно сделать из виниловых пластинок?

Здравствуете друзья. На днях смотрел, какую-то передачу и рассказывалось о использовании старых пластинок. Мне очень понравился светильник из сложенных горизонтально старых грампластинок. Очень оригинальная идея. Что-то похожее (по форме) делают из дерева. И я для вас сделал подборку, всего того, что можно сделать из виниловых пластинок. Дерзайте.

Вторая жизнь для виниловых пластинок.

Виниловые пластинки начали выпускать в Советском Союзе в 1952 году и их популярность только возрастала до 1991 года. В 90-е годы пластинки начали вытесняться кассетами, а затем и компакт-дисками. Но пластинки не торопились выбрасывать – кому-то жалко собранной коллекции, кто-то забросил на чердак или в кладовку и позабыл об их существовании. Поэтому пластинки можно достаточно легко найти среди своих знакомых и друзей.

И пусть золотой век музыкального винила безвозвратно прошел, но все-же пластинки до сих пор выпускают небольшими тиражами. Считается, что винил позволяет намного качественнее записать и передать звук, чем любые современные цифровые технологии. Меломаны очень ценят это и охотятся за редкими записями, собирая свои драгоценные коллекции.

Посмотрите, может именно у вас хорошо сохранились особо ценные экземпляры пластинок? Ну, а если пластинки не представляют коллекционной ценности, то не стоит огорчаться – в данной статье мы рассмотрим оригинальные способы применения ненужному архиву.

Оказывается, даже из испорченных, старых пластинок можно создать интересные вещи для украшения интерьера. И все благодаря материалу, из которого сделаны пластинки!

Винил – это поливинилхлорид (ПВХ), популярный материал из которого изготавливается множество вещей от детских игрушек до медицинской техники. Преимущества этого материала очевидны:

  • эластичный – при нагревании может растягиваться и принимать любую форму;
  • химически стойкий – устойчив к щелочам, спиртам, растворам солей, технических газам и кислотам. Средства бытовой химии не могут нанести ущерба этому материалу;
  • слабая возгораемость – плавится при температуре 150-220 0 С, воспламеняется, если температура будет превышать 500 0 С;
  • прочность – не боится попадания прямых солнечных лучей, влаги и перепадов температуры.

Панно из пластинок

Когда говорят о поделках из пластинок, сразу вспоминается детское творчество! Многие ребята, обучаясь в художественных студиях, делали декоративные панно из пластилина, который лепился на пластинку и украшался различными крупами:

Вспомнив полученные в детстве знания, вы можете сделать что-то подобное, поэкспериментировав с другими материалами в качестве украшения. Можно применить свои навыки в декупаже, точечной росписи, квиллинге, чтобы создать настоящее произведение искусства!

Даже оставив пластинки без декорации, можно сделать стильное украшение помещения. Просто разместив их на стене и создав видимость своеобразных обоев!

Сумка из пластинок

Если вы хотите удивить знакомую модницу или же сделать для себя экстравагантную вещь, то сумочка или рюкзачок из виниловых пластинок как нельзя лучше подойдет для этого!

Дизайнеры уже предложили свои варианты сумочек – фото для вдохновения и поиска решения, можно посмотреть в Интернете. Способы изготовления могут быть разными – от приклеивания пластинок к основе из ткани или кожи до пришивания через проделанные в виниле отверстия.

К примеру, чтобы сделать сумочку с пришитыми пластинками, понадобятся 2 одинаковые пластинки, ткань (лучше всего подойдет плотная ткань: джинсовая, бархатная, гобеленовая и т.д.), прочные нитки, различные украшения по желанию и, конечно, навыки шитья.

На пластинке делается разметка, по которой аккуратно выкалывают отверстия раскаленным шилом или высверливаются дрелью с тонким сверлом.

Из ткани шьем основу сумочки. К этой тканной основе мы и пришиваем толстой нитью или шнурком пластинку.

Часы из пластинок

Пожалуй, самая популярная поделка из старых пластинок – настенные часы. И все благодаря тому, что винил можно легко резать при помощи ручного гравера (бормашины) или лазером на станке. Таким образом можно создавать удивительные ажурные часы, сохраняя структуру исходного материала.

Используя аппарат для выжигания по дереву, или просто работая раскаленными металлическими инструментами можно создавать интересные эффекты, при помощи которых так же декорируют пластинки для последующего изготовления часов.

Другими техниками прикладного творчества (роспись, декупаж, квиллинг, аппликация и даже вышивка) тоже можно украсить циферблат из пластинки.

Другие предметы интерьера

Дизайнерами придумано множество интересных решений как приспособить пластинки в интерьере.

Мобиль или декоративные подвески

Вазочки и кашпо для цветов

Вешалки для одежды

Как работать с виниловой пластинкой

Чтобы придать пластинке причудливую форму, нужно подвергнуть ее нагреву. Если требуется оплавить только часть пластинки, можно воспользоваться любой ёмкостью и кипящей водой. Наливаем кипяток в ёмкость и вносим определенным краем пластинку, держим немного в воде, сгибаем так как нужно и вытаскиваем.

Если же требуется деформировать пластинку целиком, то ее нагревают в духовом шкафу при температуре 150-200 0 С, вытаскивают и создают нужную форму. Только нужно быть осторожным и использовать для расположения пластинки те подставки, которые не жалко испортить. Винил от нагрева становится мягким и пластичным, но при остывании он снова твердеет.

Крыша из пластинок.

Самое необычное применение пластинкам – покрытие крыши сарая, беседки, либо другой небольшой хозяйственной постройки! Но эта идея для тех, у кого накопилось внушительное количество старых пластинок!

Несмотря на кажущуюся хрупкость и легкость виниловой пластинки, она станет надежным покрытием нежилого строения, ведь винилу не страшен ни дождь, ни солнце, ни перепады температур! Конечно, необходимо аккуратно прикрепить пластинки на деревянные балки крыши, настелив, словно чешуёй, диски один на другой, чтобы не оставалось просветов между ними. Такая крыша, несомненно, станет местной достопримечательностью!

Вот мы и рассмотрели, что можно сделать из виниловых пластинок. Даже если вы не готовы сотворить что-то подобное, не торопитесь выкинуть столь удивительный материал – в любом населенном пункте есть люди, которые знают, как дать пластинке вторую жизнь!

А у вас есть другие идеи использования виниловых пластинок? Может у вас есть свои идеи повторного использования других ненужных, старых вещей.

Подписывайтесь! И получайте новые статьи прямо на e-mail почту.

Напишите в комментариях или отдельную статью. Я обязательно опубликую вашу статью в ближайшем посте. Удачи. И помните, используя вторично мы уменьшаем количества мусора на нашей любимой планете.

Хорошо забытое старое: виниловый проигрыватель и пластинки возвращаются

Значительная доля новых альбомов из чарта Billboard 200 сегодня выходит и на виниле. Часто их выпускают в эксклюзивном оформлении, ведь огромный размер пластинки и конверта позволяет добавить множество дизайнерских элементов. Иногда прилагается расширенный буклет, вкладыш с текстами песен, плакат группы — многие релизы за счет этого имеют коллекционную ценность. Звуковая составляющая также отличается: музыканты включают в альбомы на пластинках дополнительные композиции, бонус-треки, акапеллы. Нередко особый дизайн получает и сама пластинка: штампуется из цветного материала или по технологии picture disc, с применением фосфоресцирующей краски или разными впечатанными штуками.

Причем в последнее время винил выступает в качестве «премьерного» носителя: издатели сначала выпускают пластинки, потом CD, и лишь затем альбом появляется на iTunes и подобных цифровых сервисах. Появляются отдельные лейблы, которые специализируются исключительно на виниле.

Интерес к винилу у рядового слушателя стал расти с 2007 года. В этом году был учрежден международный праздник «День музыкального магазина». Продавцы музыки по всему миру делают в этот день большие скидки на свой ассортимент, в первую очередь на винил. В 2018 году, впервые за семь лет, пластинки и диски принесли лейблам больше денег, чем интернет-продажи.

Почему пластинки и проигрыватель снова в моде?

Возвращение винила и проигрывателей — не только дань ностальгии. Доступность музыки в интернете снижает ее ценность. При желании, за пару часов можно скачать неплохую коллекцию альбомов любых стилей. Винил же стал убежищем для тех, кто хочет вернуть себе радость от приобретения нового релиза и создания собственной коллекции.

Электромеханический способ воспроизведения музыки делает ее ближе к слушателю: сигнал идет напрямую по аналоговому тракту, без преобразования в «бездушные» нули и единицы. На этой почве в индустрии наметился рост продаж аудиокассет и даже магнитных лент для катушечных магнитофонов — вернулись и эти монструозные аппараты! За последние годы на пленке выпустили альбомы Lady Gaga, The Black Keys, Ryan Adams и другие. На выставках аудиофильской техники рядом с проигрывателями теперь красуются Hi-End катушечные магнитофоны.

Винил же сформировал свою культуру прослушивания — не для фона, а для погружения. Пропустить трек, как на смартфоне, здесь не получится. А если проиграть еще раз только что звучавший — пластинка будет изнашиваться неравномерно. Поэтому альбомы слушаются целиком, причем, по понятным причинам, только дома. Некоторые под это дело оборудуют целые комнаты.

Покупая проигрыватель, меломан сознательно обрекает себя на десятки ритуалов. Взять конверт, достать пластинку, поставить на проигрыватель, протереть антистатической щеткой, опустить иглу — и это только для того, чтобы включить воспроизведение. Как правильно ухаживать за пластинками — огромная тема, вызывающая бурные многолетние дискуссии на форумах. Однако многим недостает именно этой стороны увлечения музыкой.

Наконец, проигрыватель винила стал модным домашним аксессуаром. Он все чаще мелькает в кадре кино и сериалов, его используют как элемент интерьера. Производители выпускают проигрыватели с уникальным дизайном, экспериментируя не только с оформлением классического корпуса, но и с конструктивными элементами — так, например, была выпущена модель с левитирующим на магнитах диском, который раскручивает пластинку повиснув в воздухе.

Большое число меломанов покупает винил ради звука. Бытует мнение, что цифровые записи звучат по-цифровому холодно, а пластинки по-аналоговому тепло. За уникальным звучанием гоняются и аудиофилы, и рядовые слушатели. В чем его волшебство?

Виниловый звук: в чем волшебство?

Цифровой сигнал представляет собой как бы описание аналогового — каждая секунда сигнала разбивается на тысячи коротких отрезков и в каждом из них замеряется уровень. Количество отрезков — это частота дискретизации. В стандарте CD таких отрезков 44100 в каждой секунде. Уровень замеренного сигнала хранится в группах битов, кратных четырем, стандарт CD — 16 бит. Эта информация записывается в цифровой аудиофайл и при его считывании восстанавливается в звук.

44,1 кГц — это много или мало? Некоторые меломаны считают, что мало, поэтому слушают Hi-Res аудио в разрешении до 24 бит192 кГц. И даже его некоторые считают все равно менее качественным, чем аналоговый звук, поскольку какой бы плотной ни была частота дискретизации, часть информации все равно потеряется.

Но в этой теории есть слабые места. Во-первых, 99% всей современной музыки делается на компьютере. Инструменты и вокал изначально записываются в виде нулей и единиц. Соответственно, на подавляющее большинство современных пластинок записан именно цифровой звук. Во-вторых, слепые тесты показывают, что даже музыканты и композиторы уже не слышат разницу между всем, что выше 16 бит48 кГц. Поэтому некоторые придерживаются другой теории: цифровой звук, наоборот, слишком насыщен информацией. Аналоговый тракт же позволяет отфильтровать лишнюю.

На самом деле вся эта эзотерика совершенно не нужна, чтобы объяснить то, что звучание винила отличается от цифровых записей. Винил действительно звучит по-другому, и причина в самой технологии.

Особенности звука винила

Бас. Для пластинок делают специальный мастеринг, уделяя большое внимание басовой области, чтобы избыточные низкие частоты с большой амплитудой не выбили иглу звукоснимателя из дорожки. Собственно, сам процесс мастеринга появился вместе с пластинками в начале прошлого века и преследовал ровно те же цели. Как минимум, из трека вырезают все частоты ниже 50 Гц. Все, что до 120 Гц, превращают в моно. Это убирает из звука саббас, который не может воспроизвести большинство домашней акустики, зато бас, который остается, становится более громким, четким и монолитным.

Высокие частоты. Цыкающий вокал и стреляющие верхами тарелки также могут выбить иглу из дорожки. Вокал обрабатывается де-ессером, смягчающим звуки типа «с», «ц», «з», тарелки делаются мягче, приглушаются слишком резкие и яркие звуки. У трека возле «яблока» пластинки иногда вообще обрезают все, что выше 12 кГц. Все эти действия действительно делают звук несколько глуше, что может восприниматься как «теплее».

Динамика. Технические ограничения позволили винилу окопаться в стороне от войны громкости — так называется соревнование лейблов в издании записей, звучащих как можно более громко. Громкость достигается с помощью сужения динамического диапазона трека. Сначала его компрессируют «снизу», а потом додавливают «сверху» лимитером, который обрезает сигнал до нужных значений. В итоге звук получается громким, но плоским и зажатым, а если слушать его долго, устают уши. Альбом Death Magnetic группы Metallica вышел таким громким, что в звуке даже присутствовал клиппинг — высокочастотный шум, щелчки и другие искажения, являющиеся артефактами работы лимитера на экстремальных настройках. На винил чисто технически не получится записать трек такой громкости. Поэтому часто он действительно звучит чище и динамичнее.

Призвук проигрывателя. Пластинка лежит на опорном диске, его вращает двигатель, и низкочастотный гул его работы, так называемый «рокот», передается к пластинке. Конечно, в современных проигрывателях он сведен к минимуму и практически не слышен, но это не значит, что его нет. Также мотор не может крутиться идеально ровно, поэтому в звуке будут присутствовать почти неуловимые на слух микроколебания скорости вращения пластинки — это называется «детонация». Способ снятия звука с пластинки также не идеален, дуговое движение иглы по пластинке приводит к так называемой «угловой ошибке», проявляющейся хоть и незначительными, но искажениями.

Аналоговый тракт сильно влияет на звучание пластинки. Звук, снятый иглой, поступает в фонокорректор — специальное устройство, которое восстанавливает по-особому искаженный звук, записываемый на пластинку. Дело в том, что даже после специального мастеринга на диск просто не поместится полноценный альбом — дорожки будут слишком широкими. Поэтому звук корректируют перед записью и восстанавливают при воспроизведении фонокорректором. Далее сигнал поступает в усилитель. Каждый из этих приборов вносит в звук свой окрас и искажения.

Состояние самой пластинки влияет на звук. Чем чаще и активнее проигрывается пластинка, тем больше «стираются» высокие частоты. Даже потрескивания от царапин и пыли многие меломаны относят к теплоте тембра.

Винил или цифра?

Цифровая запись звучит намного достовернее и каждый раз одинаково, что некоторые расценивают как безжизненность. Виниловый тракт любят как раз за то, что он вбирает настолько много случайных факторов, что одинаково точно воспроизвести записанный сигнал дважды практически невозможно.

В итоге, что звучит лучше, музыкальнее и дарит большей впечатлений, каждый решает для себя сам. Большинство все равно предпочитает цифровую музыку: ее удобнее слушать, можно брать с собой, она отлично звучит на хорошей акустике.

Тем не менее, рынок винила растет с каждым годом. В интернете сформировались тематические сообщества, наполненные полезной информацией для новичков. Стала доступнее и цена вопроса. Приличный проигрыватель с фонокорректором будет сопоставим по стоимости с игровой приставкой, а за цену некоторых игр можно купить сразу несколько альбомов. Появились недорогие модели «все в одном», позволяющие оживить старую коллекцию пластинок. Благодаря снизившемуся порогу вхождения к виниловому хобби приобщились миллионы новых фанатов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: